Добро пожаловать на информационно-познавательный ресурс о науке, ее открытиях и достижениях, а также о том, что она может или не может объяснить.


Пятница, 19-Апр-2024, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная ГостеваяФорум РегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Предсказания и пророчества [111]
Находки и открытия ученых [223]
Научные эксперименты [134]
Наука и технологии [266]
Наука и космос [25]
Непознанное [132]
Познание себя [20]
Паранормальное [153]
Интересные факты [104]
Интересное в мире [224]
Топы, рейтинги, рекорды [40]
Гипотезы, версии, теории [215]
Мы ВКонтакте
Локальные новости
Главная » 2014 » Июль » 25 » Крит.
23:38
Крит.

Посмотрите на карту.



С севера на юг сначала тянется полуостров Пелопоннес, на котором расположилась собственно Греция, потом идет Кикладский архипелаг, который завершается длинным и большим – пятым по площади в мире - островом, с горами высотой до 2.5 тыс. метров. Это и есть Крит. Но наша первая цель – вот тот самый Кикладский архипелаг, состоящий из 39 островов (впрочем, если отдельно торчащие в море скалы считать за острова, то их больше 200), из которых заселено 24. Лежат они кругом вокруг острова Делос (кстати, название островов так и переводится – "лежащие кругом") и именно тут появилась древнейшая из греческих цивилизаций, создавшая большие укрепленные поселения. До нас совсем мало что дошло от древнейшей кикладской цивилизации (как вы должны понимать, острова эти неоднократно заселялись и новые культурные слои покрывали более древние), но кое-что все же стало известным. Самым поразительным и загадочным из всего наследия древнейшей кикладской культуры, расцвет которой пришелся на 3500-2000 гг. до н.э., является особый стиль скульптуры. Его можно назвать постмодернизмом или символизмом, поскольку далее он встречается только в наше время, и ярким представителем этого стиля является, например, Эрнст Неизвестный. Это воистину удивительно, ибо обычно этот стиль характеризует некий упадок в обществе, что практически не наблюдалось у древних народов. Но уж что есть, то есть. Нажмите для увеличения Фактически, все, что нам досталось с тех времен – это кикладские идолы – тщательно отполированные мраморные фигурки, самая большая из которых достигает 1 м 47 см, и сосуды из камня, глины и металла – серебра и бронзы, найденные в около 20 тысячах захоронений. Иногда они выглядят примитивными, иногда же – наоборот – тонко сделанными. Настолько, что поражают воображение даже сейчас. Разумеется, чем древнее, тем проще технологии изготовления, но иногда даже среди фигур, возраст которых около 5 тыс. лет, встречаются совершенно уникальные образцы с уникальным же стилем выполнения. Часто фигурки имеют следы краски, что означает, что во время своего создания они были цветными. Кикладцы не развили своей письменности, и нам трудно воспроизвести их жизнь. Вероятно, именно они были самыми опытными мореплавателями тех времен и осуществляли контакты между побережьем Малой Азии (Палестины, Сирии и Финикии) и полудикими греческими племенами. Они же первыми и заселили Крит. Торговали же они тем, что добывали и производили: драгоценными камнями, мрамором и… наждаком для их обработки. А еще обсидианом, железной рудой, лесом, рыбой и вином. А еще удивительно иногда красивой керамикой и металлическими изделиями. Всем тем, чем позже будет прославлен остров Крит. Основным держателем коллекции предметов кикладской цивилизации является Британский музей, так что желающих посмотреть предметы именно кикладской цивилизации прошу в этот портал (но там придется английский знать, хотя бы в минимальном объеме и тут я уж ничем вам помочь не могу). Критская ваза. Так же, как и во всех первых цивилизациях, основные поселения строились на вершинах холмов по очевидным причинам – чем дальше от воды, тем безопаснее. Поселения имели высокую плотность застройки и были неплохо укреплены. Исчезла эта цивилизация очень быстро. Всего за сто лет – между 2300 и 2200 гг. до н.э. население островов резко сократилось и постепенно стало исчезать. Следов вторжения или глобальных природных катаклизмов вроде бы незаметно, поэтому причины исчезновения такого развитого мира остаются загадкой для наших историков. Тем временем рядом развилась еще одна красивейшая и, если так можно выразиться, сильнейшая цивилизация… Вот теперь нам пора на Крит. Критская или, как ее еще называют, минойская цивилизация появилась на рубеже III – II тысячелетий до н.э. Во время, которое называют "ранней бронзой". Считается, что это самая древняя из европейских цивилизаций. Первыми обитателями Крита стали земледельцы, использовавшие каменные орудия. Выращивали они пшеницу и разводили коров, овец и свиней. Первые деревни появились еще до 2500 г. до н.э., почти все – на берегу моря, и почти сразу началась меновая торговля по морю и по суше со своими соседями. Кстати, я хочу напомнить, что в те времена климат островов разительно отличался от наших дней, и, вместо голых скал, они были целиком покрыты лесом. Еще через несколько столетий население острова решилось, наконец, оставить побережье и двинуться вглубь острова, начиная одновременно освоение плодородных почв, расположенных в основном в восточной части острова. В то же время появились рабы и их владельцы, начался захват соседей и, в результате, образовались первые города-государства. Крит подарил своим исследователям очень любопытную загадку. Дело в том, что все раскопки на Крите показывают, что очень развитые города с дворцами и мощной городской структурой располагаются прямо над первыми поселениями времен неолита. Такое впечатление, что дворцы Крита возникли внезапно около 1950 г. до н.э. без каких-либо промежуточных вариантов. Вот так вот сразу – раз – и город. Большой и красивый. То ли предыдущая культура была основана вовсе не предками минойцев, построивших города, то ли занесло на остров целую плеяду архитекторов и правителей? То ли попросту захватили остров более сильные соседи и создали тут города, насадив местных правителей. А они потом приобрели самостоятельность. Кто теперь знает? Но, конечно, было бы странно, если бы мы все на этом успокоились и даже не попытались понять, откуда взялись наши загадочные минойцы. Основная идея заключалась в попытке понять откуда взялось минойское письмо, известное как "линейное письмо А" (это означает, что критяне вместо иероглифов начали использовать слоги, обозначаемые геометрическими символами). Фестский диск с критским линейным письмом А. Но не тут-то было. Подобно шумерскому языку, корни критского языка найти не удалось. Существует несколько версий о его происхождении, примерно равнозначные по количеству доказательств. Так, считается, что происхождение критского письма может быть от дошумерских народов Месопотамии, от Финикии, от народов Кавказа и от хурритов. Так что загадка эта все еще остается неразгаданной. Кстати, любопытная деталь – критяне изобрели первые приспособления для ускоренного письма – штампы из глины. Имея набор таких штампов, можно было легко и быстро писать что угодно – шлеп-шлеп-шлеп и готово. Как нетрудно догадаться, мореплавание здесь развилось довольно основательно – все же это остров, - в силу чего Крит стал перекрестком торговых путей и привез к себе культуру как Египта и Месопотамии (и вместе с ней – поливное земледелие), так и племен, живших на территории Греции и Нижнего Дуная. Плюс еще, разумеется, Анатолия (Турция), Палестина, Сирия, Финикия… Одним словом, это была первая "сборная солянка" культур. Разумеется, они не только честно торговали со всеми соседями, но и занимались откровенным пиратством, которое было одним из трех основных источников дохода (второй – торговля, третий – рыболовство). На дворцовых фресках есть изображения кораблей в морских сражениях и увеселительных прогулках. Корабль критян (фреска). На остров, наверное, собирались все, кому не лень, и кому не нравилась жизнь и их стабильных материковых государствах. А следствием стало невероятно быстрое развитие Крита – ведь каждый такой "пришелец" тянул за собой культуру и знания своего народа. Пришельцы еще в начале III тысячелетия научили критян плавить и медь, и бронзу, заодно завезли злаки (ячмень в основном), виноград и оливу – три культуры, которые назовут "средиземноморской триадой" – это основные сельскохозяйственные культуры средиземноморских цивилизаций. Крит стал, выражаясь современным языком, перекрестком торговли и большой транспортной компанией. Они занимались перевозками грузов между всеми соседними цивилизациями и, разумеется, торговали и своим товаром. Самым ценным грузом была уникальная керамика Крита. Заимствовав не только гончарный круг, но, заодно, и искусство украшения, письменность и все, что вообще нужно для производства тонких гончарных изделий, Крит прославился на весь мир, поскольку и сейчас критские вазы и амфоры производят впечатление очень красивых тонких вещей. И произошло это все еще во второй половине III тысячелетия до н.э. Кроме того, Крит торговал с соседями тем, чего у них не было – рыбой, вином, миндалем, оливками, оливковым маслом. Дворец в Кноссосе. Так же Крит прославился своими металлическими изделиями – в основном украшениями, а также шерстью и льном. Денег еще практически не было, и торговля была меновой, то есть критяне обменивались товарами. Обратно же везли медь, олово (кстати, проблема все эти народы его брали, остается открытой), слоновую кость (что означает, что Индия почти однозначно вела торговлю с Критом) и золото. Кроме торгового флота, Крит имел большой военный флот и непревзойденных в те времена лучников и пращников. Считалось, что луки критян изготавливаются богами. При таком положении вещей кажется естественным, что минойская цивилизация не замкнулась на Крите и стала распространяться на берега Эгейского и Средиземного морей. Как и везде в это время, построение государства началось с появления городов-государств. Интересно, что именно на Крите каждый такой город считал своим долгом построить роскошный или не очень дворец для правителей, которые, судя по всему, совмещали функции жрецов. Дворец в Кноссосе. Так вот все эпохи на Крите, в том числе эпохи образования государств, делят на два основных периода по времени строительства дворцов. Первый период – II тыс. до н.э. – время старых дворцов, и с 1700 г. до н.э. – время новых дворцов. Старых дворцов известно четыре. Это дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро. От них нам тоже мало что осталось, хотя и куда больше, чем от кикладцев, например. 1700 год до нашей эры для Крита стал знаменательным. Мы не знаем точно, что же с ними произошло. Возможно, сначала сильное землетрясение, а потом пожар. Как бы то ни было, а дворцы были разрушены, народы смешались и начали строить нечто новое и грандиозное. И вообще Критские народы осознали себя единым государством. Новый дворец в Кноссе греки называли "лабиринтом" (слово заимствовано из языка догреческого населения Крита), что означало огромное здание со множеством комнат и коридоров. Заблудившийся там человек навсегда пропадал, потому что рано или поздно встречался с жутким чудовищем – Минотавром, у которого была голова быка и туловище человека. Слухи и легенды имели под собой основание – дворец имел площадь аж в 16 тыс. квадратных метров и около трехсот помещений. Плюс дворец много раз достраивался и перестраивался (серьезные землетрясения на Крите происходят примерно раз в пятьдесят лет). Новые коридоры были продолжением старых, комнаты как бы нанизывались одна на другую, в результате вышло нечто совершенно невообразимое, но имевшее водопровод, канализацию, освещение и вентиляцию. Схема дворца царя Миноса. Конечно, все вы знаете историю с Минотавром, но этот дворец породил еще одну легенду – архитектором его был Дедал. Тот самый, который изобрел крылья, на которых Икар полетел к солнцу в свой первый и последний полет. На фоне этого – крайне примитивная культура критских деревень. Но о них мы вообще почти ничего не знаем. Осталось только одно изображение с тех пор, где крестьяне собирают что-то вилочкообразными палками. Возможно, оливки. Раскопки в деревнях показывают, что там не было роскошных вещей дворцов и даже относительно простых вещей городов. И это – все. О городах мы знаем значительно больше. Вообще-то, большинство критских городов – маленькие. Несколько десятков домов, три-пять улиц и примитивные здания. Нижняя часть зданий выкладывалась из камней, скрепленных глиной, верхняя – из необожженного кирпича. Но уже были деревянные рамы и двери. Большинство этих городов не защищались и были открыты для любого нападения – с суши или с моря, что, кстати, говорит о том, что не было этих нападений, а, значит, вся страна была единой. Но главные города Крита поражают роскошью и сложностью построений. Земледелие на Крите, разумеется, мало страдало от землетрясений, но зато их мучили морские штормы, грозы, ливни, засухи и следовавшие за ними голод и эпидемии. Главным божеством была богиня плодородия. Богиня плодородия. Кстати, одета она типично для критянки. Бык же появился как бог, олицетворявший дикие и грозные силы разрушения. Действительно изображали его как человека с головой быка, что, вероятно, и породило миф о Минотавре. Зевс родился на Крите. Или, во всяком случае, его там прятали, пока отец Кронос пожирал своих детей. Религия в жизни Крита играла примерно ту же роль, что и в Египте, то есть была доминирующей. Для Греции это уже совсем не было характерно. Собственно дворец был дворцом-храмом, где существовали специальные комнаты – крипты – для тайных жертвоприношений, где все стены расписаны сложной религиозной символикой, где все жители одновременно жрецы – старшие или младшие. Высший расцвет минойской культуры и цивилизации приходится на 1600-1500 гг. до н.э. Причем, как и в случае с Шумером, все это буквально через двести лет исчезает из человеческой истории. Закончилось все в 1500 г.до н.э. после очередного сильного землетрясения, возможно сопровождавшегося не менее сильным извержением вулкана. После этого, опять же возможно, сопровождавшегося волной цунами, уничтожившей Критские порты. Далее, модель подсказывает, что количество пепла могло вызвать временное ухудшение проницаемости атмосферы планеты, в результате чего солнечные лучи не попадали на землю, что вызвало довольно сильное резкое похолодание. Впрочем, это не единственная причина. После 1900 года до н.э. с Балкан или даже более далеких регионов в континентальную Грецию вторгаются грекоязычные племена. Это была первая волна таких племен, они основали Пилос, Тиринф, Фивы и Микены и период их цивилизации называется микенским (Гомер называет его ахейским). Триста лет понадобилось диким варварам на то, чтобы основать города и начать свою дорогу к просвещению, в основном заимствуя такую географически близкую и потрясающе жизненную и красивую мощную культуру Крита. Через сто лет после упомянутого извержения, микенцы захватили Кносс и Крит стал родиной уже объединенной минойско-микенской культуры (а линейной письмо А Крита стало линейным письмом Б). Проходит еще сто-сто пятьдесят лет и извержение на Фере покрыло восточный и центральный Крит толстым слоем пепла, что сделало почву совершенно бесплодной. Плюс приливная волна снесла не только Критские прибрежные города, но и прошлась по всему Средиземноморью. Это был конец Критской культуры. Впрочем, Микены были ее преемником и долго удерживали ее влияние. Вплоть до примерно 1200 г. до н.э., когда последняя волна грекоязычных племен-варваров вторглась с континента и разгромила оседлых собратьев. Критская ваза. О чем мы не сказали? О том, что на Крите чуть не 4 тысячи лет процветал матриархат и такого положения, как там и тогда, женщина больше не занимала никогда и нигде. Все мыслимые возможности у них были и, скажем, в спортивных соревнованиях они принимали участие наравне с мужчинами. Критское украшение. Еще мы не сказали об истории обнаружения минойской цивилизации А история эта весьма поучительна. Начать с того, что о ее существовании знали "всегда" – о ней писал великий Гомер в "Илиаде". Но еще примерно сто лет назад ни одна живая душа Гомеру не верила, поскольку он был поэтом, а не историком. Считалось, что все свои рассказы он попросту выдумал. Но был на планете человек, который поверил ему безоговорочно. Звали его Генрих Шлиман, и всю свою жизнь он посвятил поискам описанных Гомером событий и древних городов. Шлиман нашел Трою, причем в том месте, где указывал Гомер, за что ему благодарны все потомки, но, одновременно, он был дилетантом и… разрушил Трою. Точнее, он проигнорировал всю историю ПОСЛЕ того, что он считал Троянской войной и просто выкидывал "лишнее". При этом он серьезно ошибся. Так мы получили древнейшие поселения, существовавшие на месте Трои и потеряли все остальное. За что величайшее ему порицание от тех же потомков. Правда, отдадим должное и археологам тех времен, которые вместо того, чтобы осознать, что дилетант только что совершил величайшее открытие и помочь ему в грамотных раскопках чуть не два десятилетия полностью отрицали очевидное. Но это часто бывает, таково уж свойство человеческого разума. Под конец жизни Шлиман вел раскопки с профессиональным архитектором В. Дёрпфельдом, который обнаружил, что то, что нашел Шлиман – куда старше гомеровской Трои (второй слой снизу), а Гомер описывал аж шестой(!) город, существовавший на этом месте. (И далеко не последний). Спросите, какое это все имеет отношение к Криту? А вот какое. Открытия Шлимана вдохновили еще одного любителя древностей – англичанина-журналиста Артура Эванса, который решил, что раз уж один город нашли, то он найдет другой, который, кстати, Шлиман не успел начать раскапывать, но собирался. Эванс начал искать город Кносс на Крите. Почти сразу он нашел колоссальный дворец с росписями, керамикой, драгоценностями и текстами. Однако культура явно отличалась от греческой, и в честь царя Миноса, которого описал Гомер, ее назвали минойской.





Обсуждение в специальной Теме:


Категория: Паранормальное | Просмотров: 706 | Добавил: More | Источник: | Теги: Древние Цивилизации
Всего комментариев: 0
m">
avatar
Вход на сайт
Ник:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Реклама
Наш опрос
Как вы попали на наш сайт?
Всего ответов: 39
Баннеры

Поставить свой баннер (бесплатно)
Мийрон © 2011-2024