Суббота, 20-Апр-2024, 10:14
Главная » 2015 » Август » 6 » Российские ученые открыли новые виды динозавров
Российские ученые открыли новые виды динозавров

Об открытии новых видов динозавров юрского периода сообщили на днях ученые Палеонтологического института РАН и НИИ морфологии человека РАН. Знакомьтесь, в списках древних ящеров появились кулиндаптерикс (Kulindapteryx ukureica) и даурозавр (Daurosaurusolovus).

Реконструкция внешнего вида даурозавра, одного из птицетазовых динозавров, обитавших в Забайкалье 150 млн лет назад.

История эта началась осенью 2010 года, когда забайкальские геологи наткнулись в районе урочища Кулинда в Чернышевском районе Забайкальского края на новое местонахождение динозавров, обитавших в конце юрского периода, то есть примерно 150 миллионов лет назад. Надо сказать, что это первая находка позвоночных такого возраста в России, а потому уже только этим она представляет научный интерес. В 2011 году местонахождение обследовали столичные палеонтологи и пришли к выводу, что находки тянут на сенсацию - открытие новых видов динозавров, никогда ранее не описывавшихся учеными. Правда, для этого пришлось потрудиться, поскольку сохранность материала оставляла желать лучшего. В коллекции оказались остатки хищника из группы теропод (звероногие) и растительноядные формы из группы птицетазовых динозавров. Последние представлены двумя видами. Находки оказались также примечательны тем, что на плитках породы вместе с костями, удаётся разглядеть отпечатки кожных покровов.

Отпечатки покровов птицетазового динозавра из Кулинды.

Нечто подобное последние 25 лет находят в Китае. Там ученые обнаружили представителей теропод из первой половины мелового периода с отпечатками перьев и неких нитевидных структур, называемых протоперьями. Китайские открытия стали важной составной частью представления о происхождении птиц от теропод. Находки из Кулинды древнее, и покровы оказалась более архаичными. Палеонтолог Владимир Алифанов и биолог Сергей Савельев обнаружили структуры, которые можно считать самой древней стадией эволюции перьев. «Возможно, то, что мы обнаружили, было первым эволюционным шагом на пути формирования перьев, - комментирует Владимир Алифанов.- Дело в том, что форма чешуй очень необычна. Она имеет вид пластинки, из которой торчат от 1 до 8 щетинок. Однощетинковые чешуи очень похожи на протоперья теропод».

Пока Алифанов с Савельевым готовили научную статью о своем открытии, с описанием двух видов динозавров из Кулинды, их буквально «подрезала» группа палеонтологов, возглавляемая Паскалем Годефруа из Королевского института естественных наук в Брюсселе. Приглашенные сотрудниками читинского Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Годефруа и его соратники провели новые раскопки и спешно изучив новые остатки найденных динозавров (даже используя фотографии более ранних находок), сделали вывод о том, что в Кулинде обитал лишь один вид динозавров. В опубликованной ими статье в «Science” они называли его кулиндадромом (Kulindadromeus zabaicalicus).

В лагере палеонтологов. Образцы перед упаковкой