Знаменитый исследователь такого явления, как реинкарнация, канадско-американский психиатр Ян Стивенсон в семидесятые годы прошлого века познакомился с жительницей индийского города Нагпур, которую звали Уттара Худдар. Уникальность этой индианки заключалась в том, что она могла говорить на старом бенгальском языке, который существовал до XIX века, и в котором еще не было 20 процентов слов, заимствованных из английского языка (влияние Британской колониальной политики).
Уттара Худдар говорила на древнем бенгальском языке совершенно свободно, словно родилась и выросла в Западной Бенгалии до XIX века или в его начале.
Что произошло с Уттара Худдар? При этом женщина, будучи уроженкой города Накпура, расположенного в центральной Индии, также свободно говорила на маратхи, неплохо знала хинди и даже английский. Однако в 32 года Уттара вдруг стала идентифицировать себя с личностью по имени Шарада, на какое-то время даже перестала узнавать родных и заговорила на древнем бенгальском языке.
Команда ученых во главе с Яном Стивенсоном несколько месяцев исследовала этот феноменальный случай. Узнав от женщины, что отца Шарады зовут Браянат Чаттонядхая, ученые подняли архивы и уточнили, что в начале XIX века в Бенгалии в самом деле жила семья этого человека, однако по традиции того региона в родословии упоминались только мужчины, а потому определить, существовала ли тогда и Шарада, не удалось. Однако эта «самозванка» слишком хорошо знала всех мужских родственников семьи Чаттонядхая, точно описывала их, прекрасно разбиралась в кухне того периода Бенгалии и ее обычаях, так что простым совпадением все это, как утверждал Ян Стивенсон, назвать никак нельзя.
Тут было что-то другое, тем более что выглядел этот случай, словно в индианку Худдар вселилась другая личность.
Реинкарнация или подселение души? Стивенсон, в конечном счете, пришел к умозаключению, что феномен Худдар-Шарады – это, скорее всего, случай так называемой ксеноглоссии, то есть речь здесь может идти больше об одержимости, чем о реинкарнации.
Шарада – бестелесная личность, которая некогда была реальным человеком, умершим в начале XIX века, - напишет он потом в научном отчете. - Через полтора века она каким-то образом овладела телом Уттары Худдар. Но другие детали этой истории все же убеждают нас в том, что реинкарнация в данном случае тоже имеет место. Например, Уттара отчего-то с раннего детства испытывала интерес к Бенгалии и к самим бенгальцам, она даже в школьные годы пыталась освоить бенгальский язык. Вполне возможно, Худдар все-таки является реинкарнацией Шарады, но проявилось это как-то очень странно, причем в полной мере в зрелом возрасте, вот почему очень похоже и на эффект ксеноглоссии. То есть получается невероятный феномен, с которым мы еще не сталкивались никогда. И этот феномен пока до конца не изучен.
Впрочем, и сама реинкарнация многими учеными, особенно представителями академической науки, отвергается. А тут феномен перерождения, да еще и с признаками одержимости. Прямо загадка в загадке…