Для того, чтобы ускользнуть от лап и челюстей львов и гепардов, их жертвам нужно не бежать от преследователей со всех ног, а двигаться гораздо медленнее. К таким выводам пришла группа ученых из Великобритании и Ботсваны, изучавшая охоту африканских хищников на зебр и антилоп. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.
Как правило, в паре хищник-жертва хищник отличается и более мощной мускулатурой, может быстрее набирать скорость и лучше тормозить. Однако есть плюсы и у жертвы, ведь именно она выбирает скорость своего движения и его траекторию, в то время как хищнику нужно приноравливаться, чтобы выбрать момент для броска.
Группа ученых из Лондонского университета и Университета Ботсваны исследовали поведение пар лев-зебра и гепард-антилопа импала в их естественной среде обитания — в южноафриканской саванне. Исследователи надели на пять гепардов, семь антилоп, девять львов и семь зебр специально разработанные ошейники, благодаря которым собирались данные о скорости и ускорении движения животных. В сумме им удалось собрать данные о пяти тысячах погонь.
Пара гепард-импала оказалась в целом более «атлетичной», нежели лев-зебра. Сравнение «изнутри» каждой пары показало, что хищники на 20% мускулистее, они на 37% лучше набирают скорость и на 72% лучше жертв тормозят. Основываясь на собранных данных, исследователи смоделировали динамику охоты и пришли к выводу, что шанс улизнуть от преследователя у жертвы есть только тогда, когда она двигается медленее. На низких скоростях травоядные маневреннее хищников, и последние не могут реализовать свои преимущества в полной степени. Второй вывод зоологов был гораздо более очевиден: чтобы лучше охотиться, хищник должен быть «атлетичнее», чем его жертва.