Фарфоровые сервизы не одно столетие украшают праздничные столы, придавая им изысканную роскошь. Фарфор к нам пришел из Азии, в прочем, как и мода на сервизы. Производство таких сервизов берет свое начало от производства китайского фарфора и тайн чайных церемоний в Японии. Именно поэтому неотъемлемой частью сервиза всегда был чайник.
Первое упоминание о чайных наборах посуды появилось на родине чая и фарфора в Китае приблизительно три-четыре столетия назад. Германия долго была монополией по изготовлению фарфоровых шедевров в городе Мейсен.
Именно в Мейсене был изобретен собственный рецепт фарфора, который прославил этот город. Изначально фарфоровую посуду поставляли из Китая, способ приготовления содержался в строжайшем секрете, за разглашение которого подразумевалась смертная казнь. Затем появились японские наборы. Посуда, изготовленная Кедлером в городе Мейсене, очень роскошная и утонченная, особая черта – грациозная пластика. Это можно наблюдать в легендарном «Лебедином сервизе». Произведение искусства выпустили в свет в 1737 году в подарок влиятельному политику того времени премьер-министру Брюлю, который служил при дворе польского короля Августа III.
Кендлер был автором еще одного сервиза, который прославил его. Это был заказ саксонского кюрфюста Августа III в подарок молодой девушке Софии Августе Фредерике фон Анхальт-Цербст-Дорнбург на свадьбу с наследником российского престола Петром Федоровичем. На сервизе была роскошная роспись в виде герба Российской империи и ордена Андрея Первозванного.
По сей день в Государственном Эрмитаже бережно сохранены семьсот семьдесят уцелевших из девятисот сорока четырех предметов посуды с интересным названием «Сервиз с зеленой лягушкой». Он предназначался для «придорожного дворца» в Финляндии в Кекерекескинене, в переводе означает «Лягушачье болото». Заказчиком выступила Екатерина II, по ее просьбе на каждом фарфоровом предмете нанесено изображение зеленой лягушки на гербовом щите.
Весь екатерининский сервиз состоял из двух элементов: обеденная часть насчитывала шестьсот восемьдесят предметов, в составе десертной части было двести шестьдесят четыре, и все они декорированы изображениями достопримечательностей британского королевства.
В 1790 году по индивидуальному заказу последующего короля Дании Фредерика VI создали совершенно неповторимый сервиз из тончайшего фарфора «Флора Дании». Его еще называют фарфоровым гербарием, потому что на каждый предмет сервиза была нанесена медная гравировка всех растений ботанического атласа, изученных на то время. Их насчитывалось порядка две тысячи шестьсот видов, а работа длилась более шести лет.
Малоизвестное фарфоровое произведение искусства «Египетский сервиз» не имеет аналогов в мире, он практически не выставлялся напоказ, но представляет собой огромную ценность. Стоит в настоящее время этот сервиз в России, в музее «Усадьба Кусково XVIII века». Уникальность этого сервиза заключается в том, что на фарфоре были выгравированы бароном Виван Деноном египетские военные зарисовки, основанные на реальных событиях. Данный сервиз был подарком императору Наполеону от его личного советника по культуре.
Развитие культуры в Советском союзе находилось в тупике.Каждый вид искусства был заключен в оковы социалистического реализма, и шел под флагом марксизма-ленинизма в рамках пятнадцати Советских Социалистических республик. Но исконно-русские народные промыслы ничем не удавалось притеснить, самобытные талантливые мастера не переставали удивлять своими шедеврами. Производство фарфора не потеряло своей актуальности и на базе Императорского фарфорового завода были построены советские предприятия. Сервизы выпускали по рецептам, разработанным на заводах князя Юсупова, Гарднера, Батенинского. И вопреки ленинскому культу, сервизы украшали портретами Владимира Ильича, Дзержинского, баталиями гражданской войны, подвигами трудовых пятилеток. Со временем другие исторические моменты были запечатлены на фарфоре – победа в Великой отечественной войне, освоение космоса, и первый полет в Гагарина.